На что обращают внимание критики в фанфиках?

Автор статьи: BlackOut

Статья написана специально для www.animeblog.ru и размещение этой статьи на других сайтах ЗАПРЕЩЕНО!!!

На что обращают внимание критики в фанфиках?

Все примеры взяты из существующих фанфиков.

1. Заголовок и подзаголовок фанфика.

Некоторые сейчас задаются вопросом, зачем обращать внимание на заголовок фанфика? Я вам на него отвечу! Заголовок должен быть интересным, интригующим, перекликающимся с содержанием рассказа и манящим к себе читателей. Разве вы захотите читать фик с названием «Наруто» или вообще без названия? Разумеется, нет! Вам будет интересней читать фик с названием «Последнее дзюцу. Наследие падших.» или же «Тайны из жизни шиноби» вам уже интересно узнать содержание данных произведения! Поэтому уделяйте внимание названию фанфика!

2. Шапка фанфика.

Этот момент очень важен для фанфика! Не каждый будет читать фанфик с неинтересным названием и отстойной шапкой! Шапка – это палочка-выручалочка каждого автора и его произведения! Автор может придумать неинтересное название фика, но шапка может спасти ситуацию, и приманить читателя!
Отстойная шапка выглядит примерно так:
Автор: ЛюбаSик
Название: Если любишь, пойдешь на все.
Персонажи: Все из аниме и манги Наруто, ну и парочка моих
Пейринг: Саске/Сакура, Итачи/Сирень, Наруто/Хината, Темари/Шикамару, Тен-тен/Неджи
Жанр: ну точно не яой (не переношу), неверное драма, приключения и т. д.
Статус: В процессе написания.
Дисклеймер: Все права принадлежат дяденьке Кишимото, но мои персонажи на его права не катят.
От автора: Это мой первый фик, он для меня много значит и его написании зависит полностью от вас. Жду комментариев!!! Приятного прочита! Сразу извиняюсь за ошибки с русским не сильно дружу, но все же дружу.

Это не шапка, а мировая катастрофа! Во-первых, есть ошибки в пунктуации! Мне лично уже неинтересно читать дальше произведение! Почему? Потому что фанфик должен быть отбечен или хотя бы писаться грамотным автором! Произведение всегда приятно читать, когда в нем нет ошибок! Во-вторых, в шапке должны быть указаны точные данные и должны быть все подтемы шапки. Вы можете с ними ознакомится в данной теме: http://www.animeblog.ru/view-12937.html
Так же я вам хочу привести пример шапки, которая заинтересовывает и приманивает читателя.
Автор: Axito-Kun
Бета: нет
Название: Второй шанс обычно бывает последним...
Жанр: Драма, Ангст, Романтика, немного Юмора
Персонажи: Наруто, Саске, Неджи, Шикамару, Гаара, Ли, Хиаши Хьюга, Изуми Тасомо (мой персонаж)
Рейтинг: R
Дисклеймер: Масаши Кишимото
Размер: количество глав пока неизвестно, средний
Статус: в процессе написания
Размещение: только с моего разрешения
Предупреждение: безбожный ООС персонажей, AU (реальный мир), ненормативная лексика
От автора: приношу свои извинения за ТАКУЮ задержку в написании... надеюсь, кто-то ещё помнит о предыдущих главах этого...кхм...произведения...
Ссылки на предыдущие главы:

Вот это – Шапка фанфика! Беты у автора нет и она ему не нужна, потому что автор пишет фики без ошибок!
Дорогие читатели обратите внимание на эту шапку и старайтесь оформлять свои собственные шапки так же!
P.S. Я извиняюсь перед авторами шапок, которые были тут задействованы!

3. Орфография, пунктуация и другие ошибки.

Дорогие авторы! Мы живем в 21 веке, и каждый из нас умеет пользоваться Word’ом. Конечно Ворд не заменит вам бету, но орфографических ошибок у вас не будет, если вы будете писать свои произведения в Ворде. Пунктуационные ошибки! Эти ошибки встречаются у всех без исключения, и избежать их невозможно, но все же, способ есть. Авторы заведите бет! С бетой вы можете спокойно ночью спать и не волноваться, что какой-нибудь критик будет вам промывать мозги с вашими смысловыми, пунктуационными и орфографическими ошибками или еще какими-нибудь.

4. Сюжет и стиль.

Подробней о сюжете и стиле ниже.

5. Смысл, тема, идея.

В каждом произведении должны быть: смысл, тема и идея. Без них никуда! Смысловая нагрузка обязана быть в каждом фике! Читатель после прочтения вашего произведения, должен задуматься над темой и идеей вашего произведения! К примеру, таких произведений можно отнести произведения Axito-Kun’a и MooNi. После прочтения их произведений читатель обязательно над чем-то задумывается! Тема и идея обязаны, присутствовать в фанфиках иначе их опять же будет неинтересно читать, но, к огромному сожалению очень много авторов пишут произведения без идей и смысла. К примеру, таких произведений можно отнести произведения ЛюбаSик, Shinigami94 и других авторов.
P.S. Я извиняюсь перед авторами, чьи ники и произведения приводились в пример.

6. Легкость чтения.

Каждое произведение обязано легко читаться! Если при чтение читателю приходиться 100 раз перечитывать произведение, чтобы понять его смысл, тогда автору можно ставить сразу 1 за произведение. Чем легче читать произведение и воспринимать его умственно, тем выше будет оценка фика и автор получит очень много приятных слов от читателей! Для подстраховки можно завести бету!

7. Чувства.

Вот это самое тяжелое! Автора этому никто не научит! Автор со временем этому сам научится! Чувства! Передавать через слова свои чувства, чувства героев произведения очень тяжело! Когда читатель читает произведение, он должен чувствовать чувства автора, которые последний вложил в произведение. Я могу лишь опять привести в пример MooNi и Axito-Kun’a, а так же Dark Girl, которая вкладывает в свои произведения самые веселые чувства и пишет смешные фики!
P.S. Я в который раз извиняюсь перед пользователями, чьи ники я использовала!

8. Размер фанфика и его глав.

Этот раздел не так уж важен, но все равно ознакомится, не помешает. Размер фанфика никогда не играл особо важной роли, но в кое-каких моментах он может сыграть с автором злую шутку! Поэтому дорогие авторы иногда лучше сделать главу или сам фанфики больше и при этом не получить страшный нагоняй от критика! Но при этом, дорогие авторы не забываете, что хороший фанфик не оценивают по его размеру, его оценивают за его содержание и все выше перечисленное! Так что иногда лучше получить страшный нагоняй от критика и при этом точно знать, что остальным читателям ваш фанфик понравился!

Сюжет фанфика

Штампы. Стандартный сюжет

«Дейдара и Сасори снова начали спорить…» это не фанфик, это что-то из жизни. Однако здесь это фраза подойдет. После стандартного начала желание читать дальше пропадает. Что если автор и дальше пойдёт по накатанной дорожке?

Акацки погибли, Саске простил Итачи… - это все было миллиарды раз! Читать что-то подобное уже неинтересно!

Попробуйте начать издалека. Очень многие хорошие писатели дают в начале книги затравку, и только потом вводят главного героя. Подкиньте читателям загадку — и они вцепятся в ваше творение мёртвой хваткой.

Многочисленные штампы — очень серьезный недостаток.

«Мэри-Сью»

«Порывом ветра дверь распахнулась и…» И появился супер-герой! Который, все знает и всех спасает. Его все любят, даже Данзо, Мадара, Орыч и все злодеи. Он родственник какого-нибудь героя или же таинственный красавец, который спас деревню или что-то типа того.

Убивайте ваших Мэри-Сьи и не жалейте! Людям уже надоело читать про «прекрасных Богинь» или же «про всемогущих-красавцев рыцарей в золотых, сверкающих доспехах».

Подменные герои

В мире Масаси Кишимото у каждого героя свой характер. Наруто – не трус, Сакура – не мститель, Саске – не плакса-истеричка. Вы имеете право развивать характеры героев и немного их модифицировать — но именно немного, непременно с обоснованием, и постепенно. Поэтому если в первых строках произведения Саске возмущается из-за того, что ему не дали воды — то этот фик нуждается в доработке.

Нелогичность сюжета

Два основных источника нелогичностей сюжета — немотивированные поступки героев и нереальные события. Наруто вам не Джеймс Бонд, Саске не Робетр Пэтинсон, Сакура не Сара-Джесика Паркер и вести они себя как супер-герои не должны. Вы же пишете не фантастику, а сказку-историю! И даже в сказке-истории пост Хокаге не передается по наследству и Какаши не танцует танго с Тсунаде.

Недоработка в деталях

Герои должны вести себя как нормальные люди. Все их поступки должны быть чем-то мотивированы. Пусть вы не скажете об этом читателю, но сами вы должны знать. Используйте принцип: «Говорю только десятую часть того, что знаю». Пишете диалог? Выкиньте все несодержательные фразы. Сыграйте его по ролям. Представьте, как бы он звучал, если бы вместо героев были ваши друзья и вы? Здесь очень важны слова. Только не увлекайтесь устной речью — в ней встречаются непечатные выражения и очень некрасивые слова.

Дыры в сюжете

Когда фик начинается с описания 28-летней девушки, лучшего в мире медика и сильнейшей куиноичи, без всякого упоминания о том, что же именно она сделала и как — это типичная дыра в сюжете и очень серьёзная ошибка. Старайтесь ее не допускать.

Сильный отрыв от мира Кишимото

Фанфик на тему Наруто - это продолжение японской манги. Поэтому, когда в ход идет эротика, или космическая фантастика, или еще какая-нибудь фигня - это чересчур. Эротики должно быть в меру — поцелуи и объятия у 17-летних ребят — это нормально. Стоит ли заходить дальше?… Все желающие читать фантастику, штудируют фики по «Звёздным войнам», «Властелину колец», «Пиратам Карибского моря». А любители всякой фигни, читают фанфики с героями «Наруто» и точным сюжетом Мировой вампирской саги «Сумерки». Что еще сказать?

Аниме сюжет

Типичный пример — героев бросают умирать в какую-нибудь яму или пещеру, где обнаруживается второй выход, через который они благополучно спасаются. Другой пример — герой ранен, но не истекает кровью на протяжении долгих часов, пока кто-нибудь не перевяжет ему рану. Любое утрирование, картинность, неестественность — героизм героя, плохость и тупость злодея, чувствительность героини — враги хорошего интересного сюжета.

Если ваши герои долгое время сражались с Санби. У них не получилось его запечатать, поэтому они вернулись в Коноху за помощью, а в это время тупой Тоби и больной Дейдара одним взрывом победили Санби. Да уж! Банально, господа, не выйдет из вас хорошего писателя!

Отсутствие развития в сюжете

Обратите внимание, на то, как Кишимото развивает созданный им мир с каждой новой главой, с каждым новым томом: новые герои, новые техники, новая информация о мире шиноби, новые животные-шиноби, новые эмоциональные ситуации, и так далее. Без такого развития фанфик будет слабым и скучным. Так что дорогие авторы примите это к сведенью.

Стиль фанфика

Отсутствие зрелищности

Когда герои ходят, как марионетки, когда описываются только действия, а не чувства, когда мало деталей, а в тексте не хватает прилагательных и обстоятельств — это плоская картинка. Это неинтересно и скучно читать.

Автор должен «погружать» читателя в описываемую реальность, заставлять увидеть ее. Для этого нужны мелкие детали, как визуальные (предметы, обстановка, одежда), так и кинестетические (звуки, запах, тактильные ощущения). Не надо, превращать текст в опись имущества — вполне устроит, когда автор покажет одну-две характерные детали, но уж показывает их ясно (цвет, размер, специфические подробности, а не просто «дом был большой и красивый»).

И еще — нужны сравнения. Без образных сравнений текст пуст, как аниме «Наруто» без самого Наруто.

Не бойтесь подглядывать у других писателей. Кассандра Клэр, например, записывает фразочки из фильмов. Чем вы хуже? Почитайте хороших писателей. У Пратчетта, например, очень удачные и необычные сравнения. Стефании Майер в своих книгах использует тоже интересные фразы и мысли. А если вы не хотите читать зарубежных писателей, тогда вспомните о Пушкине и его замечательных стихах, о Горьком и его мудрых высказываниях.

Чрезмерная концентрация на главных героях

Плохо, когда автор концентрируется только на двух-трех персонажах, а больше никого не упоминает, как будто герои живут и действуют в вакууме. Это - ужасный стиль написания фанфиков. Ваши Наруто, Саске, Сакура уже всем поперек горла стоят! Разве в аниме и манге нет других героев???

Отсутствие «восприятия глазами героя»

Плохо, когда автор описывает только действия, и совершенно не касается внутреннего мира героя — его ощущений, эмоций. Обратите внимание, насколько широка эмоциональная палитра у Кишимото — любопытство, смущение, стыд, гордость, восторг. Я имею в виду не безумные переживания, так любимые авторами (любовь, скорбь — все в предельных, нереальных размерах), а повседневные эмоции, всем нам знакомые.

Постоянная прямая речь

Плохо, когда герой постоянно разговаривает сам с собой, как шизофреник или как больной наголову. Человек постоянно находится в диалоге сам с собой, но только в редких случаях этот диалог ведется на словах — по большей части это эмоции, желания, представления прошлого или будущего, но в виде цельной картинки, а не в виде разговора. Вспомните момент в аниме «Наруто», когда Сакура залезла без рук на дерево первее Наруто и Саске. Как она собой гордилась мысленно, но как она вела себя в реальности!

Невнимательность к деталям

Она бывает не только в сюжете, но и в мелких стилевых деталях. Когда героиня достает сотовый телефон, который изначально забыла дома и начинает разговор с другом — это нужно переработать.

Авторские ремарки

Когда автор выходит за рамки принятой на себя роли и подбрасывает нам запанибратские комментарии, это плохой стиль. Исключением являются фики с претензией на юмор — в этом случае самые ужасные события могут казаться смешными, если автор удачно их прокомментирует. Если читатель рассмеялся — дело сделано.

Автор «вертит» героем

Пример: «Наруто посмотрел … и увидел». Если автор написал так один раз, это ничего. Но если этот прием идет два-три раза подряд, то возникает ощущение, что автор взял Нарика за шкирку и вертит им туда-сюда, чтобы показать нам всю обстановку. В этом нет необходимости — мы и так видим как бы глазами главного героя, поэтому бесконечные «повернулся, посмотрел» можно пропустить.

Слабые описания героев

Цитата из фика: «…В темном коридоре, который освещала одна единственная свеча, Саске и Суйгецу увидели девушку их возраста, с ярко-красными волосами и в очках…».

А теперь сравните описание Карин из моих уст (конечно, я не уверена, что это суперски, но для примера подойдет): «… Они увидели перед собой девушку их возраста, с огненно-красными волосами и такого же цвета глазами, которые смотрели на мир сквозь очки. На ней была одета белая блузка, черные мини-шорты и чулки такого же цвета, что и шорты, а на ногах была универсальная обувь шиноби…»

Конечно второе описание в три раза больше первого, но оно более точное и правильное. Я посоветовала бы авторам не описывать каждую деталь на герое, а останавливаться на основном (основные внешние черты и характер).

«Неправильный» словарь героев

Когда Сакура или Саске говорят «фингальчик», это не звучит. Это слово не из их репертуара. Не пересыщайте текст «книжечками», «чайничками», «стульчиками» и прочими фенечками — если только не хотите, чтобы читатель сразу определил вашу половую принадлежность. Герои должны говорить как реальные, но воспитанные люди.

«Хеллобобизм»

Этим словом называется графоманский стиль в фантастике, где произведения начинаются типично: «Хелло, Боб!» — сказал Джим, входя в рубку космолета (варианты — поправляя бластер, включив экран видеофона). Произведения, относящиеся к хэллобобизму, как правило, безыдейные боевички с любовной линией, написанные слабым, плоским языком глаголов. Многие фики близки к этому жанру, но в некоторых уровень хеллобобизма просто зашкаливает.

Бездумное использование речевых штампов

«Она вышла на балкон. […] Она проследовала далее». Куда же? — спросит читатель. Не бросилась ли героиня с балкона? Вывод — прежде чем поставить в текст красивое выражение, внимательно посмотрите, уместно ли оно там.

Скобки

Много скобок в художественном тесте - признак слабого владения русским языком.

Швы

Часто, когда автору нужно склеить два куска действия, он делает это с помощью оборотов «вдруг», «и вот», «наконец». Это очень грубая склейка и плохой стиль. Лучше решить проблему перехода, сделав «промежуточный ход» - показать эмоции (мысли, чувства) героя в момент между событиями.

Также к стилевым ошибкам относятся:

- незаконченные фразы;

- фразы, смысл которых неоднозначен;

- канцеляризмы;

- корявые фразы;

- повторения (как слов, так и смысловых кусков);

- перескакивание авторской речи из прошедшего времени в настоящее.

При желании примеры можно найти в фиках, в каком угодно количестве.

14 комментариев

Перед тем, как написать сообщение, вы должны войти на сайт или зарегистрироваться

  • Лёд и снег, спасибо за статью. Очень полезная вещь, особенно, если автор хочет писать лучше, пытаясь исправить свои прежние ошибки. Взяла на заметку некоторые советы. Спасибо.
    С уважением Reya
  • ахах))нееет))Лёд и снег, это вам спасибо за статейку)))лично мне она, чувствую я, ой как пригодится)))
  • Всем огромное спасибо, за то, что уделили свое внимание данной статье!
  • Бедная Любасик......а за признание меня спс....
  • Вот и хорошо, мы сошлись мнениями. Теперь, после всех разъяснений и обдумывания вышесказанного, можно сделать непростой вывод: статья хорошая, не спорю, очень пригодится практически всем, кто каким-нибудь боком связан с фанфиками, и вообще будет полезна для каждого. Насчет критиков, которые давят на фикрайтеров - переучивать таких надо, либо гнать в шею. Я с такими людьми тоже пытаюсь не заводить диалогов, или вообще общаться. Уж слишком они жестоки. Лёд и снег, тебе особая благодарность, не только за статью, но и за то, что выслушала меня и правильно поняла.
    С уважением, YondaimeHokage a.k.a. Painart
  • Уважаемый YondaimeHokage , насчет шапок, я с вами согласна, но у ЛюбаSик каждая шапка имеет строку: "Это мой первый фик..." так, что тут нечего не поделаешь! Она мне не друг и не никогда им не станет, просто как-то она меня попросила придумать ей ник и ознокомиться со списком ее работ, на этом с ЛюбаSик'ом все.
    Насчет Гоголя. Я не читала "Мертвые души" и не знаю историю создания этого произведения, поэтому я тут вам нечего не скажу!
    Критики... да я знаю парочку критиков, которые настолько сильно давят на авторов, из-за чего последние перестают писать фики. Я тут с вами согласна, что им нужно мозги промылить, я таких людей не уважаю.
    Я уже писала, что подумаю над переделкой статьи и постараюсь найти человека, который мне в этом поможет.
    Конечно же можно перейти на "ты", я не возражаю.
    А насчет обучения критике, напишите мне лучше в ЛС я вас просвещу.
    С уважением Лёд и снег.
  • Pilar-sama
    Ты что Достоевский? Или ты лично знакома с ним? [/b]
  • Насчет шапок и приведенных авторов, могли бы тогда взять из другого произведения, в котором не написано, что эта работа является первой у фикрайтера, если вы считаете, что таких много. Тем более, если вы знаете читателя, то зачем публично показывать ее ошибки? Скорее, она ваша подруга, ну или близкая.
    Да, я согласен, что очень много сейчас на сайте произведений (да и не только на этом), которые нуждаются в редактировании и переиздании. Но ведь даже Гоголь писал свои произведения со своими "придуманными" словами, правда, при этом написав свой собственный словарь. А сколько раз он сжигал произведение "Мертвые души"? В итоге на свет появился только один том. И почему? Потому, что его рассказ просто раскритиковали все, кто только мог. Мое мнение: критики должны вести обсуждение любых произведений любых авторов только после окончания написания. Можно сказать, что, мол, "в фанфе куча ошибок, попробуй поискать бету", или просто дать некие советы по написанию фанфика.
    Насчет критиков, которые судят очень строго, вплоть до закрытия фанфа, то их самих нужно судить, потому что они вредят не только автору, но и всем читателям.
    На этом все. Надеюсь, вы отнесетесь с пониманием. С уважением, YondaimeHokage a.k.a. Painart
    P.S. Я уважаю вашу работу, но, правда, лучше бы ее нмного сделать помягче, а то похоже на критику во времена Тоталлитаризма)
    P.P.S. Вы где-то учились на критика? Можно, пожалуйста, об этом поподробнее, мне будет интересно.
    P.P.P.S. Последний вопрос. Можно в будущем вас называть на "ты"? Буду очень признателен.
  • Ой, спасибо, очень полезная и важная статья. Я тут как раз начала писать второй фанфик, чтобы в нем было как можно меньше ошибок, чем в самом первом, так что как раз кстати![/img][/spoiler]
  • Pilar-sama , я прекрасно знаю, что у Достоевского в произведениях очень много скобок. Я тут говорю немного о другом… В фанфиках авторы иногда пишут в скобках свое мнение по тому или иному случаю, что читателям неинтересно читать. А так же когда автор написав какое-то предложение, начинает в скобках объяснять его смысл. Я говорю именно об этих моментах, конечно, это не относится к юмору, с юмором все по-другому.

Что нужно в первую очередь развивать Анимеблогу?

Сейчас на сайте:

Посетителей: 75
Зарегистрированных: 4, невидимых: 0
Гостей: 71

Список пользователей